Как мы пережили 2020
«Теперь у Степана есть и время,
и желание учиться»
Полина Путякова
Школьный дистант помог Светлане Ивановой принять решение и забрать младшего сына на семейное образование. Учить ребёнка самой оказалось не так сложно, а времени на это уходит даже меньше, чем когда он ходил в школу. Возвращаться обратно ни Светлана, ни её сын Степан не планируют.

Светлана рассказывает, что задумалась о семейном образовании довольно давно. Впервые мысли о нём появились, ещё когда старшая дочка пошла в первый класс. До школы она занималась с репетитором, учительницей начальных классов, и снова попала к ней уже в качестве ученицы во втором классе. Учительница сказала, что девочка за первый класс, учась в обычной городской школе, растеряла все те знания и навыки, что у неё были до поступления. После этого Светлана начала изучать тему семейного образования, планировала перейти на него, но так и не собралась.

И тут 2020 год и дистант. В школе, где учатся дети Светланы, не было онлайн-занятий, все трое проходили материал по учебникам, иногда пользуясь интернет-ресурсами, если какая-то тема оставалась непонятой. В общем, это и было, по сути, семейное образование с одной лишь разницей в школу нужно было давать ежедневные отчёты о сделанном.
«Так мы и поняли, что учиться дома вполне можно. Муж вначале был против, но за время дистанта он поменял своё мнение и согласился попробовать. Так и решили всё-таки перевести Степана на семейное образование», рассказывает Светлана.
С октября сына-третьеклассника они забрали из школы.

Но определённые опасения всё-таки оставались. Первое было связано с тем, будет ли без школы хватать сыну активностей, дополнительных занятий. И во-вторых, было неизвестно, какие требования к аттестациям предъявит школа.

«У школы, как и у нас, не было опыта семейного образования. А родители из других школ довольно часто рассказывают, как им вставляют палки в колёса»
Как оказалось, определённые основания для волнений были.
— Типовых заданий и списков вопросов нам заранее не дали, сколько я ни просила. Отвечали: «Смотрите ФГОС, там написано, что должен знать ребёнок, а там уже что спросим, то и спросим». Так как опыта у школы нет, они хотят, чтобы ребёнок во время полугодовой аттестации сдал почти все темы из первой части учебника.
Ни один очник за раз не расскажет всё, что они прошли за полгода, и не ответит на все вопросы. А с тех, кто на семейном, это требуют. Демо-версия, пробный вариант аттестации, я считаю, всё равно должен быть. В одних школах его дают, в других — нет.

Аттестацию принимает целая комиссия: два учителя начальных классов и завуч. Степан не жалуется, но Светлана предполагает, что он чувствует себя некомфортно на аттестациях по устным предметам: всё равно как публичные выступления, а он скромный мальчик.
Аттестацию принимает целая комиссия: два учителя начальных классов и завуч. Степан не жалуется, но Светлана предполагает, что он чувствует себя некомфортно на аттестациях по устным предметам: всё равно как публичные выступления, а он скромный мальчик.
Вообще, оказалось что все сложности в семейном образовании связаны не с собственно обучением, а с административными вопросами. Кроме аттестации, это бумажная волокита, из-за которой не получилось уйти на СО прямо с начала года, хотя Светлана поставила директора в известность о своём решении ещё летом.

А сам процесс обучения не показался сложным ни Светлане, ни её сыну.
— Сейчас у меня сил уходит не больше, чем когда Степан учился в школе. Разница только в том, что раньше у меня утро было свободное, а сейчас мы как раз в это время и занимаемся. А в остальном, всё равно ведь младшим после школы нужно было объяснять что-то и помогать делать уроки. Сейчас нужно подбирать задания, но это тоже не так долго. А сын очень рад, в школу больше не хочет.
Я его спрашиваю: «Может, в школу пойдёшь?» – а он отвечает: «Нет, не хочу. Мне дома хорошо». Дома можно в любой момент сделать перерыв, посидеть в окошко посмотреть, сходить погулять, когда тебе захочется. За счёт смены видов деятельности он не так устаёт. Вместо школы утром сходить на рыбалку, а уроки сделать днём. Или вообще какие-то задания взять туда с собой.

Основную часть материала они изучают по учебникам, потому что именно по ним будут вопросы на аттестациях. Дополнительно смотрят видео, на Яндекс.Картах изучают панорамы городов, в изучении английского языка помогают песенки, мультики. Всё это занимает максимум 2-3 часа в день.
Светлана заметила, что с переходом на семейное образование у сына появился активный познавательный интерес.
— Теперь у Степана есть и время, и желание учиться. Старшие приходят из школы —им не надо, а он садится сам с книжкой утром или днём. А раньше ему не хотелось, трудно было заставить. В прошлом году ему не хотелось учить английский, а дома мы начали заниматься, и он даже в речи, бывает, употребляет английские слова. Старших спрашивает, знают ли они вот такое слово, а они не знают. Я думаю, отчасти это связано с тем, что после школы дети очень устают.
Светлана не планирует возвращать сына в школу, когда закончится дистант. Только если он попросится. А в целом, и процесс, и результаты обучения ей нравятся.

Старшие дети тоже время от времени просятся на семейное образование. Но пока не очень настойчиво: понимают, что в школе проще можно списать, что-то не выучить, а дома требования будут выше. Кроме того, в школе их привлекают активности и дополнительные занятия после уроков. Светлана говорит, что дальше будет видно.
— Я хотела посмотреть, как пройдёт первая аттестация с младшим. Надо было втянуться сначала с одним. А дальше посмотрим. Я сказала старшим, что, если всё получится и если они захотят, можно будет попробовать.
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
Made on
Tilda